Системы менеджмента безопасности пищевой продукции
В современном мире предъявляются высокие требования к качеству пищевых продуктов. Но в отличие от требований к качеству, которые могут изменяться в зависимости от требований конкретных потребителей, требования к безопасности пищевой продукции, являются незыблемыми. Приступая к производству, производитель берет на себя ответственность перед потребителем за производимую продукцию. Пищевым предприятиям, стремящимся удерживать свои позиции на рынке и быть конкурентоспособными, необходимо учитывать риски, связанные с безопасностью пищевой продукции.
В 2005 году международная организация по сертификации ISO утвердила стандарт ISO 22000 «Системы менеджмента безопасности пищевой продукции. Требования к организации, участвующей в пищевой цепочке»,подготовленный Техническим комитетом ISO/ТС 34 «Пищевая продукция».Стандартобъединил принципы системы анализа опасностей и критических контрольных точек (НАССР) и прикладные этапы, разработанные Комиссией Кодекс Алиментариус, концепцию системного подхода, принципы управления с помощью плана НАССР с предварительно необходимыми программами, обмена информацией с поставщиками, подрядчиками, потребителями, законодательными и регламентирующими органами, концепцию непрерывного совершенствования.Предупредительная модель управления безопасностью пищевой продукции, основанная на принципах НАССР (HazardAnalysisandCriticalControlPoint) принята во всем мире на уровне Государств и успешно внедряется на предприятиях.
Стандарт ISO 22000 содержит основные положения, а также требования к системе менеджмента безопасности пищевой продукции в тех случаях, когда организация в продуктовой цепи нуждается в демонстрации своей способности управлять опасностями, относящимися к безопасности пищевых продуктов, для обеспечения безопасности пищевых продуктов в момент их употребления. Структура требований стандарта ISO 22000 соответствует структурам требований других стандартов, например, стандарта в области системы менеджмента качества ISO 9001, то есть существует возможность интеграции систем менеджмента.
Наиболее эффективно разработка и внедрение системы по требованиям стандарта ISO 22000 происходит на тех предприятиях, где уже есть внедренная система менеджмента качества в соответствии с требованиями стандарта ISO 9001.
При внедрении системы менеджмента качества организация получает несомненные выгоды: